Главная / Иай-до

Иай-до

iaido1

Иайдо (в переводе с японского «путь иай – мгновенного удара мечом») – вид японских воинских искусств, сутью которого является внезапная атака (реже – контратака) противника японским самурайским мечом (катаной). В отличие от кендо (фехтования на самурайских мечах) иайдо изучает не фехтование, а именно мгновенное поражение противника мечом, изначально находящимся в ножнах. Другое заметное внешнее отличие от кендо заключается в том, что в иайдо не применяются ни защитная экипировка, ни бамбуковый меч – только стальной меч, либо – на ранних стадиях обучения и при обработке техники с партнёром – деревянный меч (бокен).

По легенде это искусство было основано 14-летним самураем Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото-но Сигенобу (жил между 1542 и 1621 годами), которому нужно было отомстить за убийство отца опытному фехтовальщику. Юноша понимал, что в классическом поединке у него нет шансов, поэтому решил убить врага внезапным ударом, до того, как тот поймёт, что его атакуют. (Надо отметить, что внезапное нападение не противоречит кодексу самурайской чести бусидо: «где бы ты ни был, ты должен быть готов немедленно реагировать», – гласит один из принципов этого кодекса). После ста дней самозабвенной тренировки юноша встретил убийцу отца – и зарубил.iaido_0

На практике иайдо являлся подразделом кендо (искусства владения мечом), призванным, во-первых, обучить молодого самурая обращаться с настоящим мечом без опасности случайно зарубить/покалечить своего партнёра или учителя, а во-вторых, действительно привить ему навыки действий в тех ситуациях, когда необходимо неожиданно атаковать или защищаться, не имея возможности заранее извлечь меч из ножен.

Предполагалось, что бой в иайдо начинается внезапно, по собственной инициативе или как реакция на малейшие признаки агрессии оппонента (например, тот потянулся к мечу). Образно говоря, поединок в иайдо подобен ковбойской дуэли, только вместо револьвера используется катана (Именно поэтому сценаристы вестерна «Великолепная семёрка», особо не заморачивались, адаптируя «Семь самураев» к реалиям Дикого Запада: и сцены, и даже диалоги практически не изменились).

В современных условиях владение мечом потеряло своё прикладное значение и стало уделом сравнительно небольшой группы поклонников этого мастерства. Среди них есть те, кто делает упор на изучение практичных способов эффективного извлечения меча из ножен (собственно иай-дзюцу), другие же предпочитают видеть в нём путь к самосовершенствованию через изучение возможностей своего тела, и меч для них играет лишь роль инструмента на этом пути. Иайдо само по себе предоставляет возможность и для того, и для другого, и каждый занимающийся может сам решить, что является для него самым важным.

iaido_artwork110Йайдока, практикующийся с катаной, стремится контролировать в первую очередь себя, а не своего противника. Искусство иайдо представляет собой изучение и исполнение вадза (воображаемых сражений  без фактического присутствия партнёра) с одним и более оппонентами, а также вариации контактных боёв с использованием деревянного тренировочного меча боккен.  Характерно, что каждый бой начинается и заканчивается положением «катана в ножнах». Повышенная концентрация и богатое воображение являются неотъемлемыми характеристиками каждого, стремящегося постичь науку иайдо. Для эффективного ведения боя необходимо соблюдать правильное положение тела, выполнять корректные движения, уметь применять секреты захвата рукоятки катаны и точно наносить режущие и колющие удары.

Во многих клубах, в том числе и в «Кемпо-кан», иайдо практикуется в комплексе с техниками джиу-джитсу (дзю-дзюцу), айкидо (как в нашем клубе), кобудо, дзёдо, каратэ, что также не является редкостью и во многих школах традиционных японских боевых искусств, и приветствуется рядом японских наставников. Во всех этих случаях иайдо играет вспомогательную роль, но, как и всякая психофизическая практика, позволяет резко увеличить потенциал бойца/спортсмена «по основному роду деятельности».

Тем не менее иайдо (иайдзюцу) является формой самостоятельного традиционного боевого воинского искусства Японии и включает в себя огромный культурный, эстетический, философский, психологический, физический, педагогический и множество других пластов, созданных и развитых десятками и сотнями поколений настоящих мастеров и наставников.

 

Г.Б.Поспехов,

4 дан айкидо (Aikikai)

3 дан  Иайдо (Zen Koku Iaido Renmei)

3 дан Кэндо (Zen Nihon Kendo Renmei)

С.Ю.Назаренко,

3 дан комбат джиу-джитсу (CJJIF)