Главная / Ушу традиционное

Ушу традиционное

 Wushu-ChinaУшу (кит. wu- боевой, воинский, shu - искусство) является наиболее массовым видом единоборств по той же причине, по какой китайский является наиболее распространённым языком планеты. И как в случае с китайским языком (которых в самом деле минимум три), в ушу со статистикой тоже всё не просто.

Но если серьёзно, то обратиться к теме ушу нас подвигла именно статистика – статистика рейтингов подпольных и полуофициальных боёв all style, популярных в 50-е÷70-е годы XX века («Самоволка», «Кровавый спорт» и подобные фильмы создавались по мотивам именно этих соревнований). Ограничений в правилах этих боёв было гораздо меньше, чем в нынешних ММА и М1. Понятно, что исход единичного боя лишь частично зависит от практикуемого стиля (бьются конкретные люди, а не школы), но вот статистика множества боёв за 20 лет может быть показательна. Так вот в десятке сильнейших стилей мира шесть – стили китайского ушу: алохань-цюань (один из «шаолиньских кулаков»), багуа-чжан, винчун (юнчунь-цюань), синъи-цюань, тайцзи-цюань семьи Чэнь, чой-ли-фут (цайлифо-цюань). Как говорится, no comments.

Boy-Girl-Wushu-1270738605Ушу объединяет в себе огромное количество школ, стилей и направлений. Список только популярных и массовых стилей вряд ли уместился бы на этой странице (их более 300!). Списка мелких стилей, распространённых в пределах одного уезда или даже одной деревни никто не составлял. Сами китайцы выработали несколько вариантов классификаций, ни один из которых полностью всё многообразие не охватывает, но какую-то часть явления описывает.

Классификация по принципу «Север-Юг». Считается, что для северных стилей характерны широкие высокие позиции, большое количество ударов ногами, многочисленные перемещения и прыжки, в то время как южные стили характеризуются устойчивыми низкими и узкими позициями, перемещением коротким шагом, упором преимущественно на действия руками. Это действительно так, но исключения есть и на Севере, и на Юге.

Классификация по трём центрам возникновения (Шаолинь, Удан, Эмэй). Традиционно считается, что существует три центра возникновения стилей ушу: буддийский монастырь Суншань Шаолинь в провинции Хэнань, комплекс даосских храмов в горах Удан в провинции Хубэй, и буддийские и даосские монастыри в горах Эмэй в провинции Сычуань. Однако не выявлено никаких бесспорных общих признаков внутри каждой из трёх групп (кроме легенд о происхождении, часто сомнительных). Кроме того есть немало стилей, родившихся вне указанных центров.

Наиболее полной представляется классификация по предпочитаемой дистанции боя: «чанцюань» (кит. – «длинный кулак») — стили, предпочитающие ведение боя на дальней дистанции (упрощённо: «подскочил, ударил, отскочил»), и «дуаньда» (кит. – «короткий удар») — стили, предпочитающие ведение боя на средней и короткой дистанции («вязкий» бой, иногда переходящий в борьбу). Впрочем, и здесь есть нюансы…

Существует также разделение стилей на «внешние» (вайцзя) и «внутрение» (нэйцзя, последних всего три: тайцзи-цюань, багуа-чжан и синъи-цюань), но всё чаще даже в Китае это разделение подвергают критике как надуманное.

ушуНа базе всего этого многообразия в конце эпохи Культурной революции было разработано спортивное ушу – весьма эффектная «военизированная» гимнастика, безусловно полезная для всестороннего развития человека. В основе этого вида спорта (да простит мне читатель неизбежное упрощение!) лежит исполнение таолу – гимнастических комплексов, составленных из характерных движений различных стилей ушу (в случае чуаньтун-таолу, т.е. «традиционных комплексов» – движения берутся из какого-либо одного стиля). Помимо соревнований по исполнению комплексов в одиночку, существуют также такие виды соревнований, как командное исполнение комплексов и постановочные поединки (дуйлянь). При грамотной организации процесса тренировок спортсмену прививается правильная культура движения, необходимая в настоящем бою, но… боевой потенциал снижают:       

(1) отсутствие реальных поединков (пусть учебных) и, как следствие,

(2) отсутствие психологической подготовки спортсмена как бойца (de facto готовят гимнаста);

(3) обилие акробатических элементов, нужных на соревнованиях, но бесполезных в реальной схватке; а также

(4) постоянные «переключения» спортсмена со стиля на стиль, что не способствует выработке устойчивых навыков.

Осознавая эту слабость, китайцы чуть позже создали в рамках спортивного ушу ещё одну дисциплину – саньда (или саньшоу) – свободный контактный поединок, где по замыслу должны были соперничать разные стили ушу. Поначалу так и было, но законы спорта таковы, что «незасчитываемая» и запрещённая техника быстро отмирает, поэтому сейчас от ушу там осталось название и китайский боевой дух, а на ринге мы видим смесь бокса, кик-боксинга и какой-то упрощённой борьбы (броски проводятся в боксёрских перчатках). Впрочем, техника боя достаточно эффективна (как у любого клона бокса и кик-боксинга), просто ни на один известный стиль исторического ушу это не похоже.

Таким образом, решив заняться ушу, человек должен определиться, что ему нужно в первую очередь: духовное и физическое самосовершенствование, либо умение вести рукопашный бой. Во втором случае лучше сразу ориентироваться на саньда. Ибо если Вам требуется научиться бить морду супостату именно в стиле, скажем, богомола (танлань-цюань), Ваш путь будет путём долгих поисков и разочарований. Ведь нужно будет: (1) найти «традиционную» группу, практикующую ТОЛЬКО ОДИН, причём именно нужный Вам, стиль ушу (такие в России, увы, крайне редки, ибо соревнования требуют разнообразия); (2) убедиться, что группа ориентируется на бой, а не на эффектную показуху (тут Вам может помочь либо опыт, либо здравый смысл). Если Вы ищете не тайцзи-цюань или винчун, очень сомневаюсь, что Вам удастся пройти стадию 1, но… упорство и настойчивость иногда творят чудеса.

Ну, и в любом случае придётся «пахать, пахать и пахать», ибо сам факт записи в самую лучшую из школ ушу не сделает Вас Брюсом Ли.

С.Ю.Назаренко,

3 дан комбат джиу-джитсу (CJJIF)